Меандра
"По сравнению с выпуклой гравюрой углубленная гравюра гораздо разнообразнее и богаче целым рядом самостоятельных вариантов. Их общий признак заключается в том, что рисунок врезывается в доску и при печатании краска удерживается в бороздках. Кроме того, от сильного давления при печатании на отпечатках ясно сохраняются следы краев доски (так называемый Plattenrand). Все варианты углубленной печати объединяются одним и тем же металлом (обычно -- медной доской) и одинаковым процессом печатания. Различаются же они способами создания рисунка на доске. При этом надо учитывать три основных вида глубокой печати: механический (куда входят резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто), химический (офорт, мягкий лак, акватинта) и смешанную технику (карандашная манера и пунктир). <...>
Очень сложная, мелочная техника резцовой гравюры, требующая от гравера очень много времени и физических усилий, точности и огромного внимания, побудила художников искать иных, более гибких и подвижных приемов углубленной печати, более соответствующих непосредственному выражению замысла художника. Такими приемами явились сухая игла, офорт (в буквальном смысле "крепкая водка").
Сухая игла, холодная в отличие от "горячей" техники в офорте, где она подкреплена действием кислоты, представляет собой стальную иглу с острым наконечником. Этой иглой рисуют на металле так же, как металлическим грифелем на бумаге. Сухая игла не врезывается в металл, не вызывает стружек, а царапает поверхность, оставляя по краям небольшие возвышения, кромки (барбы). Эффект сухой иглы основан именно на том, что в отличие от резцовой гравюры эти барбы не снимают гладилкой и в отпечатке они оставляют черные бархатистые следы.
Одним из самых ранних, но эпизодических образцов сухой иглы являются три гравюры, выполненные в 1512 году Дюрером. Однако и сам Дюрер отказывается в дальнейшем от этой техники, и вообще она на целое столетие исчезает из поля зрения графиков. Объясняется это, по-видимому, тем, что сухая игла допускает очень небольшое количество отпечатков (двенадцать-пятнадцать), так как барбы, определяющие главный эффект гравюры, скоро стираются. Может быть, именно поэтому некоторые старые мастера (в XVII веке) применяли сухую иглу только в сочетании с другими техниками, например с офортом (мягкий, тональный эффект барб особенно мастерски использовал в
своих офортах Рембрандт). Только в XIX веке, когда "осталивание" медной доски сделало возможным закрепление барб, художники стали обращаться к сухой игле в чистом виде (среди мастеров сухой иглы назовем Элле, Г. Верейского)."
Борис Виппер, "Введение в историческое изучение искусства"



Жан-Мишель Матье-Мари (Jean-Michel Mathieux-Marie) родился в 1947 г. в Париже. Изучал архитектуру в стенах Академии Художеств Парижа. Позднее, в 27 лет, заинтересовавшись техникой гравюры, он обучался ей в мастерской Дельпеш, окончательно отказавшись от профессии архитектора. Впоследствии художником создано больше 200 работ в технике сухая игла, напечатанные самим автором на ручном станке. Архитектура стала его главным мотивом его творчества – города мира: Рим, Венеция и, конечно, Париж, а также воображаемые фантастические объекты космогонического направления. Это - самые любимые темы, к которым он постоянно возвращается в своем творчестве.

Произведения Жана-Мишеля Матье-Мари были представлены на многочисленных выставках во Франции и за границей, в особенности в Музее «Барон Жерар города Байо» в 1993 г. и в Королевской Академии Изящных Искусств города Мадрида в 1989 г.

Автор серий иллюстраций к книгам: «Le parti pris des choses/Предвзятость вещей» Франсис Пондж, 1992 г.; «Canephore de cauchemar/Канефор кошмара» Федерико Гарсиа Лорка, 1987 г.; «La Route/Дорога» Жюльен Грак, 1984 г. (экспонируются в коллециях Национальных Библиотек Франции и Испании, в Исторической Библиотеке города Парижа и в Библиотеке города Байо).
Признанный одним из лучших мастеров гравюры ХХ века во Франции, Жан-Мишель Матье-Мари является президентом ассоциации графиков «Игла и Резец» при Фонде Тэйлора.


@темы: гравюра, сухая игла