Фанатские бурления о "Кольцах Власти" побудили заглянуть в историю взаимоотношений популярного фэнтезийного мира и экранизаций. А там шикарное на шикарном.
Вот, например, первая состоявшаяся и единственная прижизненная экранизация толкиновского "Хоббита". 1966 год, 30 дней аврала, 12 минут мультфильма =D Очень вольное обращение с сюжетом, отдельно феерическая история с единственным показом, но очаровательные картинки. Короткометражка Дича: Аркенстон в сердце ШлакаКороткометражка Дича: Аркенстон в сердце Шлака
В 1964 году продюсер Уильям Л. Снайдер, купивший права на экранизацию и «Хоббита», и ВК, заказал полнометражный мультфильм по мотивам «Хоббита» Джину Дичу. Американец Дич, снявший среди прочего несколько фильмов про Тома и Джерри, жил и работал на территории идеологического противника США — в Праге. Там и был написан первый большой сценарий кино-«Хоббита». За считанные месяцы до того ВК наконец начал обретать заслуженную популярность. Толкин разрешал издавать трилогию лишь в твёрдых обложках, что ограничивало читательскую аудиторию, и, когда издательство Ace Books выпустило контрафактный тираж пэйпербэков, разразился скандал. Однако именно книги в мягких переплётах стали расходиться огромными тиражами. Мир заговорил о Средиземье. Билл Снайдер почуял наживу.
Джин Дич обращался с «Хоббитом» очень вольно: он сочинил новые песни, поменял героям имена. Более того, ввёл нового персонажа — принцессу, которая идёт вместе с гномами и хоббитом к горе и в финале выходит замуж за Бильбо. Написание сценария заняло год. За это время Дич успел прочесть ВК и осознал, что «Хоббит» — часть куда более масштабной истории. И вставил в сценарий элементы из трилогии в надежде, что однажды снимет и сиквел. Кроме того, Дич хотел быть новатором: он намеревался скомбинировать двухмерную анимацию с 3D-фонами.
Между тем Снайдер запросил у студии 20th Century Fox слишком много денег и получил от ворот поворот. Сценарий Дича так и остался сценарием. Погоревав, аниматор принялся за другую работу. Через несколько месяцев Снайдер позвонил в Прагу и заказал Дичу двенадцатиминутный мультфильм (одна катушка плёнки 35 мм). «Я подумал, что он курит что-то позабористее своих любимых кубинских сигар, — вспоминает Дич. — Это было невозможно!»
Дело было опять же в деньгах. По Толкину уже сходил с ума весь Запад, а значит, алчный продюсер мог выгодно продать права и получить барыш и без того, чтобы пробивать финансирование мультфильма Дича и ждать полтора года, пока этот мультфильм будет снят.
Планы Билла Снайдера портило только то, что срок контракта истекал 30 июня 1966 года — при условии, если продюсер не обеспечит съёмки «цветной экранизации «Хоббита». Билл Снайдер живо смекнул, что юристы Толкина сглупили: в документе не уточнялось даже, что фильм должен быть полнометражным. А значит, двенадцатиминутной экранизации вполне хватило бы.
Джин Дич, в то время бывший у Снайдера «почти что в рабстве», взялся за дело. И за месяц успел снять первого в мире «Хоббита». За дизайн героев отвечал знаменитый чешский художник Адольф Борн. Кадры рисовались буквально под камерой, саундтреком к фильму стала нарезка из мелодий для кино, написанных композитором Вацлавом Лидлом.
«Хоббита» показали публике всего один раз в маленьком зале на Манхэттене, в презабавнейших обстоятельствах. «После короткого тестового показа я выскочил на улицу, стал останавливать людей и спрашивать их, не хотят ли они попасть на закрытый показ нового мультфильма всего за десять центов, — вспоминает Дич. — Я вручал каждому монету, которой он платил на входе. Потом мы попросили десяток зрителей подписать документ, согласно которому 30 июня 1966 года они заплатили за билет и посмотрели новый цветной фильм «Хоббит».
Права на ВК остались у Снайдера, и в том же году он перепродал их за сто тысяч долларов. Дич получил, как водится, дырку от бублика. После «премьерного» показа двенадцатиминутная экранизация «Хоббита» считалась утраченной, однако в 2011 году сын Уильяма Снайдера отыскал плёнку на складе отцовской компании Rembrandt Films. В январе 2012 года мультфильм появился на YouTube.
Посмотрев его, несложно убедиться: перед нами не столько мультфильм, сколько комикс — анимации тут почти нет. Начинается «Хоббит» с того, что дракон Шлак (Slag) сжигает город Дейл и похищает алмаз Аркенстон. В живых остаются хранитель сокровищ, генерал Торин и принцесса Мика. Спасшиеся обращаются за помощью к Гэндальфу, и тот вспоминает древнее пророчество: «Время пришло — время хоббита!»
Троица вместе с Гэндальфом заявляется в хоббитскую нору номер 122, чтобы уговорить Бильбо к ним присоединиться. На пути к горе экспедиция встречает не троллей, а двух похожих на йети «стонов» (groans) с кожей, похожей на кору: попав под солнце, те превращаются в «сухие деревья, укоренённые в земле навсегда».
Потом хоббит проваливается под землю, пролетает сквозь подземелья грэблинсов (а не гоблинов), встречается с Голлумом и обретает «то, что до сих пор ищет Гэндальф, — Кольцо Всевластья». Бильбо крадёт Аркенстон, герои сооружают огромный арбалет, насаживают на конец стрелы алмаз и стреляют прямо в чёрное сердце Шлака. Бильбо и принцесса Мика возвращаются в нору, где и живут долго и счастливо «до тех пор, пока Гэндальф не стучится в дверь снова»…
Позднее, в 1970-е, первый полнометражный мультфильм по «Хоббиту» разочаровал Дича настолько, что он решился подпольно снимать собственный проект и даже привлёк к этой работе великого чешского аниматора Иржи Трнку. Но дальше скетчей дело не пошло.